Комментарии и мнения

DSC09801Своими впечатлениями о Чемпионате поделились эксперты и организаторы.

 

 

 

Площадку в ИжГТУ посетил национальный эксперт WorldSkills Илья Тонких (г. Москва):

DSC09837– Организация соревнований хорошая, все конкурсные задания, процедурные и технические вопросы были согласованы до начала турнира, поэтому ничего не приходилось делать спешно во время турнира.

График моего визита позволил провести занятие с экспертами. Я планировал поговорить минут 15, но вопросов оказалось так много, что мы общались более часа. Это вселяет надежду, что уже сегодня в регионе думают о подготовке к новым соревнованиям.

Да, результаты, которые сегодня показали участники, мягко говоря, слабые. И это при том, что по мнению международного комитета WorldSkillsконкурсные задания облегчены и на их выполнение достаточно 3, а не 4 часа. Но мы все-таки оставили эти задания, оставили время 4 часа, но ни одной законченной детали все равно не увидели. Считаю, что это отчасти потому, что Чемпионат WorldSkills в Удмуртии проводится в первый раз. Сейчас и организаторы, и тренеры, и участники знают требования и будут готовиться в следующий раз выступить лучше.

Я достаточно долго раньше занимался организацией корпоративных конкурсов профмастерства и уверяю, что это тот случай, когда важна не только победа, но и участие. Во-первых, живое общение. Во-вторых, иногда именно на конкурсах становятся видно, что надо сделать в рамках предприятия для улучшения производственных показателей. Поэтому участвовать в конкурсах профмастерства не только престижно, но и полезно.

Конечно, в стране есть ребята, которые показывают результаты, которые значительно лучше тех, что мы увидели в Ижевске. По прошлому году лучший токарь – представитель Набережных Челнов, лучший фрезеровщик  из Новосибирска. Есть довольно сильные москвичи – во всяком случае, деталь за время конкурса они изготавливают полностью. При этом на мировом чемпионате у нашей страны достаточно скромные показатели: 16 место из 25 по токарным работам и 23 из 25 – по фрезерным. Так что есть над чем задуматься.

Убежден, что основная причина отставания – устаревшая система обучения. Не открою секрет, если скажу, что за рубежом практика станочников начинается с первых дней обучения в колледже. Да и оснащены колледжи современными станками, чего не скажешь о наших учреждениях профобразования. Программа подготовки в стране такая, что для станков с ЧПУ в основном готовят операторов – практически тех, кто может нажимать кнопки согласно точной простой инструкции. Но это, если не сегодня, то уже завтра будут делать роботы! Человек тут совсем не нужен! Специалист должен проявлять свой интеллектуальный уровень, делать то, что роботу не под силу, уметь работать на всех этапах: читать чертеж, учитывать технологию обработки, характеристики инструмента, программировать работу станка и т.п. Конечно, не факт, что всегда это ему придется постоянно делать, но знать и уметь он это должен. И система подготовки таких специалистов на западе существует не первый год. За 3,5 года обучения там достигается желаемый результат. И в России надо активно к этому стремиться, а начинать надо с изменения системы профобразования.

DSC09679О необходимости изменения образовательных стандартов рассказал и один из экспертов, преподаватель специальных дисциплин Ижевского индустриального техникума имени М.Ф.Драгунова Вадим Парамонович Васильев:

– Образовательные стандарты надо срочно менять – в них еще до сих пор перфоленты фигурируют! Зато программирование для станков ЧПУ отсутствует – ему я обучаю вообще в инициативном порядке. Уже  не говорю, что и станков современных наши студенты не видели. Так какой бы результат не показал наш участник, ему еще повезло – в отличие от других благодаря конкурсу он на современном станке поработал!

И все-таки, трудно себе представить, что на заводе каждый токарь-фрезеровщик в качестве производственного задания получает чертеж, сам пишет программу, потом только начинает изготавливать детали.

puzanov– Конечно, в условиях массового производства – поясняет Юрий Владимирович Пузанов, заместитель директора Института СТМАиМ ИжГТУ, – технологи разрабатывают техпроцесс, программисты пишут программы, а станочник изготавливает детали. Но сейчас активно развивается малый и средний бизнес, где производство не массовое, а серийное и даже мелкосерийное. Вряд ли всегда там работает целый штат программистов и технологов. Вот тут-то и нужны специалисту-станочнику универсальные знания, которые должны были показать на соревнованиях наши участники.

Конечно, ребятам не хватило опыта. А где-то и элементарных знаний. Например, ни один из токарей не воспользовался специализированной программой на компьютере, которая по 3D-модели формирует управляющую программу для станка. А это значительно эффективнее, чем пошаговый ввод команд со стойки. Тем более, для сложных деталей, которые требовалось изготовить участникам. Чуть лучше показали себя в навыках работы на компьютере фрезеровщики, но и среди них 3D-модель построили не все и лишь для фрагмента детали. Это и другие слабые места в системе образования выявил Чемпионат. Все это наглядно показывает, что программу обучения надо корректировать. И, возможно, подумать над организацией повышения квалификации станочников заинтересованных предприятий.

Чемпионат завершился. Впереди – разбор «полетов». У каждого он свой – кто-то будет анализировать организационные моменты, кто-то – профессиональные и образовательные. Каждому найдется пища для размышлений. А какие выводы будут сделаны, покажут новые соревнования.